Я встретился с атаманом Ржевского хуторского казачьего общества Александром Потатуевым в его кабинете на третьем этаже в здании по улице Ленина, 16 (в здании прокуратуры). Мой собеседник сидел за длинным пустым столом в окружении голых стен. Чувствовалось, что казаки только недавно нашли себе подходящий угол и еще не успели обжиться. Разговор с атаманом я начал издалека: с Кабула 1986 года.
- Александр Васильевич, вы — личность в нашем городе известная, героическая, кавалер ордена Красной Звезды, расскажите немного нашим читателям о вашей афганской странице биографии.
- Честно говоря, я не мастак рассказывать. Всегда считал, что за человека должны говорить его дела. Родом я из города Малоярославец Калужской области. Окончил Коломенское высшее военное артиллерийское училище. Служил в Германии, Венгрии, в Закавказском и Туркестанском военном округах. С 1986 по 1988 находился в Афганистане в должности начальника артиллерии 180-го полка, который дислоцировался в Кабуле рядом с дворцом Амина. Воевал. Имел ранения. Имею награды — три Ордена Красной Звезды. Не хочется говорить банальных вещей, но есть такая профессия — Родину защищать. Я выбрал именно такую профессию.
- Вы были в Афганистане, когда ограниченным контингентом командовал генерал Громов…
- Я застал еще времена, когда командующим армии был генерал Дубынин. Мы, афганцы, с чувством огромного уважения вспоминаем Виктора Петровича. Он берег солдат, старался, чтобы потери среди личного состава были минимальными. Выскажу свое субъективное мнение: Дубынин был и солдатом, и политиком, в отличие от генерала Громова, который оказался чистым политиком.
- Как получилось, что вы снова вернулись на Кавказ?
- С 1989 по 1995 год был военкомом в Ржеве. В 1995 году по просьбе своего однополчанина Руслана Аушева…
- Президента Ингушетии?
- Так точно! Руслан Султанович тогда еще занимался проблемами воинов-интернационалистов. У них там только закончился конфликт с Северной Осетией, поэтому я прекрасно понимал, что еду на пороховую бочку, которая в любой момент может взорваться. И все же я согласился. Служил военкомом республики в Назрани, командовал кадетским горским корпусом Министерства обороны. Честно признаюсь, там было сложнее, чем в Афганистане.
- На Кавказе многое решают деньги и бараны. А вы, я знаю, не стали играть по их правилам. За это вас прозвали «неподкупным»
- А я по жизни никогда не продавался, и сам никого не продавал и не покупал. Уж так воспитан отцом своим.
- Кстати, как вы пришли в казачество?
- Видимо, сказались мои корни. Потатуевы — из донских казаков. Дед мой был не из бедных горожан, к тому же москвич. Зато его сын (мой отец) не смог ослушаться своего батьку, который однажды ему скомандовал: «Езжай-ка, Васька, работать на землю!» И поехал. И жил, и работал на земле. О казачестве я думал всегда. С детства интересовался историей России, особенно историей казачества. Так что тема мне эта близка, если не сказать больше — родная. Конечно, наша территория не является традиционным местом проживания казаков, однако потомки представителей этого сословия есть и у нас.
Ржевское хуторское казачье общество входит в состав Центрального казачьего войска, которое в 2010 году было внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ. Каждое казачье войско действует на своей территории: для нас это Центральный федеральный округ. Здесь мы будем выполнять задачи, поставленные перед казаками Президентом и Правительством РФ, поскольку разработана Концепция государственной политики РФ в отношении казачества до 2020 года. В ней устанавливаются главные механизмы и этапы реализации государственной политики с казачьими обществами, включенными в государственный реестр. Образован Совет при Президенте РФ по делам казачества. Значительно выросла федеральная нормативная база по вопросам казачества. Между прочим, толчок для создания в Ржеве казачьего общества дала советник губернатора Тверской области Татьяна Астраханкина.
- Возвращаясь к Ржеву… У нас двадцать лет пытались создать казачье общество, но дальше разговоров дело не шло, хотя в той же Твери подобное объединение существует уже не одно десятилетие. В чем причина, как вы считаете?
- Не приживалось по простой причине: ржевитяне — слишком прагматичный народ, первое, что их интересует: «А что за это будут давать?» Таким «казакам» у нас не место. К нам идут люди не за материальными благами. Помните песню: «Если завтра война, если завтра в поход»? Так вот это про нас, казаков. Сегодня казаки, как и раньше, служат Отечеству. Хотя военная сторона их жизни не главная, в мирное время казаки тоже находят себе применение. Мы принимаем активное участие в военно-патриотическом воспитании молодого поколения, прививаем им традиционные ценности, потому что одна из главных основ казачества — это многовековые традиции: защити слабого, почитай старших, уважай семью, служи народу своему. На сегодняшний день в Ржевском хуторском казачьем обществе состоят около 200 человек. 80% из них это ржевитяне до 40 лет. Сегодня мы постараемся для каждого казака найти свое дело. Чтобы человек чувствовал, что он значим и нужен. Мы государственная, но не бюджетная организация. Будем работать во взаимодействии с местными муниципальными властями, правоохранительными органами. Например, оказывать помощь МЧС в ликвидации чрезвычайных ситуаций. У нас 15 приоритетных направлений деятельности.
Уже прощаясь со своим собеседником, узнал, что вскоре ржевские казаки начнут патрулировать город вместе с полицейскими. Ну что тут скажешь еще, кроме одного: любо, братцы, любо!
Беседовал Павел БРОНШТЕЙН.