8 ноября 1848 г. в возрасте 48 лет князь Василий Александрович Путятин скончался и был похоронен на кладбище в селе Сбоево.
Родовое имение владельца и было когда-то названо сельцом Васильевское, сохранив имя своего хозяина. Вероятно, супруга, оставшись одна, покинула ржевские места. Но уже в 1854 г. княгиня Елизавета Михайловна, дабы решить имущественные проблемы, неоднократно вступает в переписку с тверским губернским предводителем дворянства А. А. Озеровым «О незаконных попытках взять имение в опеку и предложить его к продаже».
Газета «Тверские губернские ведомости» за 1854 (№ 15), 1856 (№ 4 и №5) и 1857 (№ 8 и № 9) годы настойчиво публикует извещения «О продаже имения Князь-Васильевское [с деревнями]». По-видимому, оплатив долговые обязательства, княгиня это дело выигрывает. Но через несколько лет (25 мая 1865 г.) имение вновь закладывается под продажу.
В начале 1866 г. следует прошение о сохранности ржевской недвижимости: Васильевского и округи. Теперь уже княгиня Е. М. Путятина обращается к губернскому предводителю дворянства Б. В. Мещерскому с просьбой «о возврате ей имения, неправильно отданного за долги купцу Дьякову». Земли передаются из рук в руки, и в начале 70-х годов ХIХ в. имение Васильевское приобретают Рогаль-Ивановские, владевшие им до Октябрьской революции.
Фамилия Путятиных упоминается и в начале XX века. Так, в 1904 году в недвижимое имущество входила дача в деревне Рогово, владелицей которой была княгиня В. И. Путятина. Кроме Ржевского уезда, князья Путятины жили в разных местах Тверского края, общаясь между собой и поддерживая родственные связи.
Василий Александрович приходился племянником Александру Алексеевичу (1778 — 1847) из Вышневолоцкого уезда, сын которого Сергей Александрович (1832 — 1889) впоследствии стал лейтенантом флота, депутатом дворянства Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Князь В.А. Путятин был особенно дружен с братом Арсением Степановичем (1805 — 1882), одна из усадеб которого находилась в Старицком уезде. Павел Арсеньевич (1837—1919) — племянник ржевского князя — в истории русской художественной культуры сыграл значимую роль. Антрополог, этнограф, археолог и коллекционер, он оказал существенное влияние на уникального русского живописца, театрального художника, археолога, путешественника, писателя, философа-мистика, одного из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна Н. Рериха (1874 — 1949) в его молодые годы. Благодаря помощи князя Путятина Николай Константинович сделал несколько археологических открытий и собрал уникальную коллекцию предметов каменного века, в том числе на территории Тверской губернии. Интересно, что именно в бологовском имении князя П. А. Путятина летом 1899 года художник познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879 — 1955), ставшей в 1901 году его женой, «спутницей, другиней, вдохновительницей» на всю жизнь.
После известных событий 1917 года в Тверской губернии, как и повсюду в стране, была создана комиссия по сохранению материальных ценностей, имеющих особую историко-культурную значимость. Губернское музейное хранилище даже издало специальное «Сообщение о предметах музейного значения, находящихся в с. «Васильевское» (11 января 1924 г.). Так, сотрудником губернского комитета по делам музеев (музейный отдел главнауки) были зарегистрированы в Васильевском многие художественные предметы, признанные уникальными и подлежащие изъятию из имения с помещением их в Тверской государственный музей. Напомним, что все эти редкостные экспонаты были вывезены из бывшего родового поместья князей Путятиных.
Внутреннее убранство жилых комнат было только описано музейщиками. Это виды мебельных гарнитуров; кресла, столы, диваны разных форм и назначений; объемные книжные шкафы из элитных древесных пород; цветочные подставки авторских художественных работ резьбы по дереву. В большом зале стояло немецкое фортепиано.
Особую статью той революционной переписи составляли предметы искусства и картины. Подчеркнем, что эта коллекция была признана губкомитетом одним из лучших собраний исторических памятников отечественного искусства и культурного наследия. Ценность коллекции была поставлена вровень с другими уникальными художественными творениями губернии, например, храмами Калязина. Наравне с ней стояли художественные собрания и шедевры живописи из с. Островно Вышневолоцкого уезда (имение Е.Н. Ушаковой-Сеславиной, где бывал А. П. Чехов и писал картины И. И. Левитан); из Бакунинского имения Прямухино; библиотеки Квашнина-Самарина (имение Суховарово, что близ Осуги). Для читателя: эта библиотека насчитывала 5000 томов на русском, немецком, французском, итальянском языках с конца ХVIII и первой половины ХIХ в. Книги были преимущественно исторического и литературного содержания с хорошим подбором русских журналов начала ХIХ в.
27 марта 1924 г. упакованный художественный груз был передан на железную дорогу для перевоза в Тверь в коллегию по управлению Тверским музеем. Но дошел ли он до музейных запасников, не удалось пока выяснить. Только известно, что сначала часть описанных бытовых вещей была роздана, а потом и просто растащена.
Сегодня мы с горьким интересом рассматриваем карты Ржевского уезда, где были обозначены старинные усадьбы, в которых чуть меньше столетия назад кипела жизнь. И все яснее понимаем, что до основанья-то мы разрушили, а вот построить новый мир пока не получается. Может, дело в «плохих дорогах», которые мы выбираем? Или в нашей памяти, что насквозь продырявлена пустыми ежеминутными утехами?
Весной 2013 года случайно среди выброшенного хлама и бурьяна мы обнаружили на Сбоевском кладбище перевернутую каменную глыбу надгробного памятника. Не поверив своим глазам, прочитали: «Князь Путятин». Что же, история возвращается? Видимо, нам с вами пора вновь устанавливать верные акценты человеческих ориентиров.
Сегодня в Васильевском сохранились остатки фундамента. Стены здания просматриваются вблизи местного продуктового магазина. Большой дом князей Путятиных, и потом и Рогаль-Ивановских, стоял в самой высокой точке поселения, где его центральные южные окна смотрели на древнюю небольшую Сбоевскую церковь. Туда, откуда берут начало и конец наши жизненные силы.
Окончание. Начало в №36